КАК ПОПАСТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕЙБЛ И НЕ ОСТАТЬСЯ ОБМАНУТЫМ
Эта статья для тех, кто четко понимает где творчество(для себя и узкого круга лиц) и где бизнес, суровый музыкальный бизнес.
Заглянем в историю.
Сначала был винил, в центре пластинки наклейка, которую называли «лейблом». Здесь была информация об исполнителе, названии композиции/альбома и фабрике, где была изготовлена пластинка и в то время физическое присутствие артиста на заводе было обязательным!
Чуть позже потребность в физическом присутствии артиста отпала. Процессы разделились на звукозапись и производство и в этот момент появились новые типы лейблов(инди или не зависимые), которые занимались звукозаписью и заказывали пластинки на заводе, а далее дистрибьюция по своим каналам продвижения.
С развитием интернета появились нет-лейблы. Они занимаются дистрибьюцией и продвижением в интернете, без производства контента на физическом носителе. Кстати среди них есть те, кто занимается продвижением артиста, то есть у них есть правовой отдел, есть бюджет на начальном этапе и есть хорошие связи по каналам продвижения, а есть нет-лейблы, которые просто подписывают музыканта и ждут, всё. И тех и тех мы видим по сей день и как они устроены давайте разбираться.
ЧЕМ ЛЕЙБЛ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН АРТИСТУ?
1. Маркетинг
- Создание личного бренда артиста, образа в умах поклонников и плюс действия направленные на активность: ведение социальных сетей, организация и пиар концертов, продажа по всем каналам музыки и т.д.
2. PR
- Твой клип будет крутится на телике, ты будешь выступать на массовых мероприятиях, треки залетят на радио, а твое интервью украсит какой ни уде модный журнал.
3. Букинг
- Все что связано с коммерческими выступлениями. Основная задача продать ваше выступление!
4. Видеопродакшн
- Обычно для съёмок клипов привлекают сторонние организации, где уровень экспертности, по части видео, очень высокий! Контент такого уровня внутри лейбла делать некому, держать технику и специалистов выйдет дороже. Внутри лейбла могут создавать простой контент, для социальных сетей и продвижения.
5. Дистрибьюция
- Основа дистрибьюции это хорошие связи и условия для получения промо на цифровых площадках. А так же сервисы по замене гудков телефона и прочие прелести монетизации музыкального материала. По мимо этого существует физическая дистрибьюция, например выпуск музыки на физических носителях или продажа мерча на концертах и другое. К сожалению мало пользуется спросом.
6. IT
- Все что связано с созданием сайта исполнителя, мобильных приложение и подписных страниц.
7. Производство песен
- Есть лейблы с собственной студией звукозаписи, есть те, кто оплачивает работу сторонних студий, но и в первом и втором случае важна экспертность специалистов, поскольку этот пункт один из самых затратных по расходам и будет не очень потратив серьёзную сумму на запись альбома получить на выходе какашку 💩
8. Юридические и бухгалтерские вопросы
- Много артистов, много песен, много авторов и их материала - серьёзные объемы, с которым в одиночку справится не удастся, поэтому нужны юристы и бухгалтеры.
9. Работа со спонсорами
- Один из способов заработка денег - спонсоры. Их надо уметь находить, презентовать «продукт» и склонить их в сторону финансирования. К этому относятся интеграции, продажа рекламы на вышеупомянутых сайтах и платформах артиста и прочее другое.
10. Решение административных вопросов
- Заказать билеты, забронировать отель, убедится что выполняется райдер артиста и прочие вопросы решает администратор.
ПЛЮСЫ РАБОТЫ С ЛЕЙБЛОМ:
- Ты получаешь большую экспертность! записать хитовую песню и попасть на радио в топы, с лейблом может занять гораздо меньше времени!
- Финансовая поддержка. Не придётся задумываться где сэкономить пару тысяч, чтобы записать песню или снять клип. У лейблов есть другие проекты, с которых они уже получают прибыль, а значит без проблем могут инвестировать в тебя!
- Ожидание, когда наберется аудитория, не будет долгим. Смешивая аудитории разных исполнителей или рекламируя новых, через уже известных, ты быстро пойдёшь вверх, в этом и есть преимущество лейблов.
- Повышается доверие других людей из индустрии. Лейблы проще организовать совместную запись с другим артистом, чем если ты это будешь делать самостоятельно. То же самое касается СМИ и Радио. Там понимают что за артистом стоит команда и его поддержат, а значит у трека есть большая вероятность попасть в чарты.
- Минимум рисков. Деньги, которые попали к артисту, можно спокойно тратить. Когда вы независимый артист, вам нужно думать куда и как потратить прибыль, чтобы преумножить. Это и съёмка клипов и маркетинг и запись песни и многое другое.
- У вас больше времени на творческую деятельность. Создавай треки, выступай, крутись в индустрии, административную часть на себя возьмёт лейбл.
МИНУСЫ:
- В контракте пропишут вашу долю от заработка. Вам придётся делится и твой процент с прибыли будет меньше, но вместе с этим ты будешь получать больше денег, чем работая в одиночку. Например у тебя был один концерт в месяц и ты получил 100.000₽, а с лейблом у тебя 10 концертов по 200.000₽. Да, ты отдаёшь процент лейблу, но денег в итоге больше.
- Помимо твоих интересов появляются интересы представителей лейбла, собственника и/или инвестора. Часть решений придётся передать в руки других людей.
- Появляются обязательства перед лейблом. Если вдруг захочешь отдохнуть или тебе не понравится проект, с которым тебе предложат работать, то тебе укажут на условия, которые будут прописаны в контракте.
- Один из самых не приятных моментов для артиста, это ограничения в творческом плане. Они могут принимать разный характер, от рекомендации или мягкого совета, до категорического «нет!» или «не делай так!». Полная автономность артиста на лейбле - очень редкое явление.
- Потеря части прав. После ухода из лейбла вы можете остаться без своих песен и псевдонима, не сможете их исполнять и зарабатывать на этом. Есть яркие примеры таких случаев в современной России и не только.
МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЛЕЙБЛА?
Все что делает лейбл, ты можешь делать самостоятельно. Но при этом важно понимать что:
- у тебя останется меньше времени на творчество
- необходимо иметь навыки, которые позволят организовать всё вышеперечисленное(см. чем лейбл может быть полезен артисту)
- путь до вашей цели может быть в разы длиннее, но это не аксиома
- все риски на тебе
- и конечно же первоначальные вложения так же будут на твоих плечах(если не сможешь найти спонсора)
УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ЛЕЙБЛОМ:
Идеально когда 50/50, но это случается крайне редко. А вообще каких то конкретных условий нет, все обсуждаемо, как и в любом бизнесе и контракт(договор) можно пересмотреть и внести изменения, конечно же до его подписания. На сколько хорошие условия предложит лейбл - зависит от вас и вашей успешности до прихода на лейбл, если вы до лейбла были не известны и не перспективны, то лейбл предложит вам самые посредственные условия и торговаться и пересматривать договор никто не станет. Но если вы до лейбла успешно двигались в своём городе и стояли на пороге популярности, то лейбл охотно вас возьмёт и предложит лучшие условия и даже если вам что-то не понравится то вероятность пересмотра условий будет сильно выше, поскольку в таком случае лейбл несёт минимальные риски. Обычно у молодых исполнителей процент 90(в пользу лейбла) на 10, либо возможен вариант 70 на 30 для более перспективных. Но как я уже писал выше, каких то стандартов нет, всегда можно предложить внести в контракт к примеру на год работать 90 на 10, а после перейти на 70 на 30, по мере покрытия финансовых вложений лейблом.Есть ещё вариант с авансом, но как правило чем больше аванс или вообще его наличие, тем хуже условия по процентам, потому что в таком случае лейбл несёт большие риски. И аванс не гонорар, его рано или поздно придётся возвращать, поэтому вначале вам будет легче, но потом необходимо будет отрабатывать вложенные средства. Помимо этого есть возможность зафиксировать в контракте разные проценты с разных источников дохода, к примеру с цифровых площадок 50%, а с концертов 30 или по другому.
КАК ПОПАСТЬ НА ЛЕЙБЛ?
Найти почту, официальные страницы или иные способы связи и отправить демки своих песен. Многие думают, что это в этом нет смысла, потому что их письмо никто не прочитает, но это не так, почту читают и отправив у вас есть шанс, а не отправив вы сами лишаете себя этого шанса! Если есть знакомые - отправь демку через них! Внимание к треку будет выше из-за личного знакомства, а значит шансов больше. Можно записать совместные треки с артистами этого лейбла. Так попасть легче, чем пытаться напрямую. Опять же человеческий авторитет. Делай качественную музыку! Учись и развивайся и тогда к тебе постучатся представители лейбла и предложат контракт. Как правило это лучший вариант для артиста, потому что он смог заинтересовать.
Не забудь подписаться на наш инстаграм и поставить лайк этому посту! А теперь как и обещал, список из более 40 лейблов СНГ, пользуйтесь:
- FRWRD MUSIC
- LEGACY MUSIC
- Zion Music
- Self Made Music
- RASA MUSIC
- Soyuz Music
- Velvet Music
- RAAVA MUSIC
- Make It Music
- Sony Music Russia
- Warner Music Russia
- Universal Music Russia
- MALFA
- Первое Музыкальное
- RHYMES MUSIC
- Музыкальный лейбл Кравца
- BLACK STAR
- GAZGOLDER MUSIC
- Booking Machine Agency
- Respect Production
- Музыкальное издательство Masterskaya
- SIYAH BOOKING
- Hajime Records
- Музыкальное издательство A+
- MONOLIT MUSIC
- Белорусский лейбл Kaufman
- ARCHER MUSIC
- Media Land Music Label
- Vandal'z Records
- Effective Records
- Shagor Music
- Clubmasters Records
- maak Media
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЗВУКМ
- Black Beats
- KLEVER LABEL
- DNK Music
- Musica36
- NVN. Prod l Booking
- GLASS CAGE
- MULTIZA MUSIC
- Национальное музыкальное издательство
- МЕДИАКЛАСТЕР….скоро 😉